Становление современной системы национальных стандартов в области строительства
Современная система нормативных документов (СНД) Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов.
Главная задача СНД – защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов. Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации.
В современном мире, в зависимости от подхода, стандартизация может выступать в качестве мощного двигателя или, наоборот, тормозить развитие экономики. Чтобы понять, какое влияние оказывает существующая система нормативной документации на строительную индустрию современной России, необходимо вспомнить как эволюционировала система стандартизации в нашей стране.
Различные источники расходятся во мнении, что считать первым стандартом в России, но событием, с которого началось формирование современной российской системы нормативов, стало принятие сразу после революции 1917 года декрета «О введении международной метрической системы мер и весов». Этот Декрет положил конец разночтениям в метриках, применяемых на территории страны и сделал возможным введение общих эталонов и требований.
За годы существования Советского Союза система стандартизации и принципы применения входящих в нее нормативных документов неоднократно претерпевали серьезные изменения. Сразу после революции инициатива стандартизации имела общесоюзные масштабы, но получилось так, что на тот момент регламенты, спускаемые «сверху», плохо сочетались с практикой «на местах». Поэтому уже в 1930-х годах, процесс был децентрализован — инициатива по формированию нормативной базы была передана в самостоятельные наркоматы. Однако, децентрализованная модель тоже имела свои недостатки, в частности, она характеризовалась плохой координацией действий между отдельными отраслями и направлениями.
Процесс снова был централизован путем создания в 1940 году Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Народных Комиссаров СССР. Кстати, именно на этом этапе появились хорошо знакомые всем государственные стандарты (ГОСТы), а в 1965 году в недрах Комитета была разработана Государственная система стандартизации, в определенной степени работающая до сих пор. К 80-м годам прошлого века из недр этой системы вышло порядка 22 тыс. документов. К строительной сфере, помимо ГОСТов и СНиПов, относились СП (своды правил по проектированию и строительству), РДС (руководящие документы в строительстве), ТСН (территориальные строительные нормы), СТП (стандарты предприятий строительного комплекса) и СТО (стандарты общественных объединений).
Преимуществами такой централизованной системы стандартизации было то, что главным заинтересованным лицом в работе со стандартами такого рода было само государство, целиком и полностью финансировавшее процесс. И, как показало время, такой подход в строительстве был весьма оправдан, поскольку постройки советской эпохи даже в экстремальных условиях Крайнего Севера эксплуатируются до сих пор.
Однако с распадом Советского Союза, с приходом в экономику рыночных отношений, столь жесткое регулирование стало препятствовать внедрению и развитию новых технологий строительства. От стандартов требовалось, чтобы они всегда шли на шаг впереди эволюционирующей отрасли, а вместо этого они сковывали строителей и производителей материалов чрезмерным нормированием и контролем. Главная же проблема заключалась в постоянном устаревании нормативов.
Чтобы реформировать систему стандартизации в соответствии с требованиями времени, в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», согласно которому требования стандартов разделялись на обязательные и рекомендуемые. Этот период характеризовался еще и тем, что советская система стандартизации начала свою интеграцию в мировую экономику. На территории нашей страны разрешалось применение некоторых зарубежных стандартов, а собственные стандарты проходили проверку на совместимость с международными аналогами.
В начале нового тысячелетия была проведена масштабная реформа системы стандартизации, необходимость которой была продиктована новым положением страны на международном рынке, в частности, интеграция в систему международной торговли и развитие совместных проектов с зарубежными партнерами. Вместо закона «О стандартизации» в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». Обязательными остались лишь технические регламенты, содержащие минимальный закрытый список требований. Оставшиеся «обязательные» требования стандартов были переведены в разряд рекомендуемых, по европейскому образцу. Один из регламентов напрямую касается строительной сферы: «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений». Стоит отметить, что именно в строительстве целый ряд стандартов и правил остался в числе обязательных, перекочевав в технический регламент из старых нормативных документов.
Однако неудачное осуществление в течение почти пяти лет реформы национальной системы технического регулирования, не смотря на принятие в 2002 году ФЗ «О техническом регулировании», отразилось на состоянии и отставании отечественной нормативной базы в области строительства и безопасности от международной базы.
Положительные изменения произошли лишь после внесения изменений в этот закон в мае 2007 г., когда была принята двухуровневая система технического регулирования, была восстановлена возможность легитимного использования строительных норм и правил в новой форме их представления (в виде сводов правил) и признана презумпция соответствия. Смысл презумпции соответствия состоит в том, что объект технического регулирования признается соответствующим требованиям технического регламента, если он соответствует требованиям стандартов и сводов правил (перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), которые обеспечивают выполнение требований безопасности, установленных в техническом регламенте, и позволяют осуществить оценку соответствия. Таким образом, основным массивом нормативных документов, на основании которых осуществляется деятельность в строительстве, служат стандарты и своды правил – нормы добровольного применения, как это принято в международной практике.
В последнее время Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство регионального развития РФ (ответственное за регулирование деятельности в области строительства), Российский союз промышленников и предпринимателей сосредоточились на вопросах гармонизации национальных технических норм в области строительства с «еврокодами». При этом из внимания упускаются остальные стандарты, необходимые для применения в современной строительной отрасли.
Существующую систему строительной стандартизации нельзя назвать совершенной. Ее предстоит дорабатывать и развивать. Именно поэтому для строительства в 2007 г. и 2011 гг. были приняты новая редакция закона о техническом регулировании и «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г.», соответственно, вернувшие значимость ГОСТов и СНиПов и инициировавшие новый этап работы над ними. Следует также отметить, что для более продуктивной работы строительной отрасли важную роль играет реестр современных стандартов, норм и правил, которые появились благодаря НОСТРОЙ.
Несмотря на то, что существующая система стандартизации гораздо лучше соответствует требованиям времени, нежели советский вариант, целого ряда важнейших документов рынку не хватает. А многие существующие стандарты не в полной мере приведены в соответствие с международной практикой.